Десять
заповедей человечности.
- Не убий и не начинай войны.
- Не помысли народ свой врагом
других народов.
- Не укради и не присваивай труда
брата своего.
- Ищи в науке только истину и не
пользуйся ею во зло или корысти ради.
- Уважай мысли и чувства братьев
своих.
- Чти родителей и прародителей своих
и все сотворённое ими сохраняй и почитай.
- Чти природу как мать свою и
помощницу.
- Пусть труд и мысли твои будут
трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
- Пусть живёт всё живое, мыслится
мыслимое.
- Пусть свободным будет всё, ибо всё
рождается свободным.
«Я пишу в своих
письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к
красоте окружающего мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях
искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего
мира, человек сам должен быть душевно красив, глубок…
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные
навыки будут играть определённую роль в судьбе человека…
Учение – вот, что сейчас нужно молодому человеку с самого раннего
возраста…
Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения –
молодость. Именно в молодости. В детстве, в отрочестве, в юности ум
человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне
важно), к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому,
стоящему рядом с развитием нравственным.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда
утомляет больше, чем самая тяжёлая работа… Берегите себя для учения, для
приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите
легко и быстро».
(Отрывок из книги «Письма о добром и прекрасном» 1985 г.)
Отрывок из
сочинения ученицы 9б класса Штефанука Веры.
« Когда я узнала об этой теме, я, нисколько не задумываясь, решила
написать о знаменитом петербуржце Д.С. Лихачёве. Надо сказать, что к
этому человеку я испытываю особые чувства: глубокое уважение и огромную
человеческую благодарность.
В детстве мне посчастливилось встретиться с этим необычным
человеком. Дело в том, что Дмитрий Сергеевич был моим соседом и жил в
соседней квартире. Я в то время была маленькой девочкой и, конечно,
подозревать не могла о столь великом соседе. Я видела Лихачёва всего
один раз, но запомнила этот день надолго. Помню, как-то раз мы с мамой
возвращались домой из детского сада. Подходя к нашей парадной, я ещё
издали заметила пожилого мужчину, сидящего на скамейке в тени деревьев.
С огромным любопытством я принялась рассматривать этого человека. И по
мере приближения к нему, я уже не могла оторвать глаз. Совершенно
обычное, на первый взгляд, его унылое и располагающее к себе лицо с
философским морщинистым лбом поразило меня. Меня тогда чрезвычайно
рассмешили его седые волосы, торчавшие в разные стороны. Но главное –
его взгляд. Он был каким-то особенным: правдивым, задумчивым и
проницательным. Я и не заметила, как мы с мамой очутились прямо напротив
него. Мама почтительно поздоровась, а я, внезапно оробев, лишь доверчиво
хлопала глазами. Нитевидные губы Дмитрия Лихачёва растянулись во
всепрощающей улыбке, и он поприветствовал нас своим полнозвучным
голосом. Тогда я ещё не понимала, кто сидел передо мной в солнечный
мартовский полдень. Зато я понимаю это сейчас…
Всё было необыкновенно в этом человеке. Даже даты его жизни (15
ноября 1909 года – 30 сентября 1999 года). Мало того, что Лихачёв прожил
90 лет, он прошёл три самых ярких периода истории государства. Даже
трудно вообразить, что этот человек, живший в соседней квартире, родился
при Николае 2, получил высшее образование в революционном Петрограде,
был репрессирован в 20-е годы, стал свидетелем двух мировых войн…»
|